По объему операций (исчисляются миллиардами долларов) кофейный рынок занимает второе место, уступая лишь нефтяному. Ежегодно в мире продают миллионы тонн этого продукта, но производят его сравнительно небольшое количество стран. Практически весь кофе, реализованный в мире в последние годы, был выращен и переработан в двух десятках государств.

Возможность выращивать кофе и поставлять его на мировой рынок определяется климатическими условиями и наличием подходящих почв. В связи с этим выращивание кофе сконцентрировалось вдоль Экваториальной зоны – в странах с тропическим климатом и богатыми почвами. Из пятидесяти государств, расположенных в этом поясе, около двадцати формируют львиную долю мирового производства кофе. Большинство из них находится между 25о северной и 30о южной широты. Специфические почвы, наличие свободных территорий и климатические условия в каждой из этих стран позволяют выращивать определенные сорта кофе, отличающиеся по качеству и потребительским свойствам.

Страны-производители кофе

Кроме лидеров по объемам выращивания кофе, любителям крепкого черного напитка известны и небольшие страны-производители, прославившиеся своими уникальными сортами с неповторимым вкусом и ароматом. О них – дальше.

Бразилия

Бразилия в течение полутора века остается крупнейшим производителем кофе – сегодня ее доля составляет более трети мирового рынка в натуральном и денежном выражении. Ежегодно в стране выращивается более двух миллионов тонн кофе, 80% из которого – арабика. Вместе с тем, роль бразильских компаний на мировом рынке не столь существенна, ведь значительная часть продукции реализуется американскими компаниями. Бразильские кофейные плантации сосредоточены преимущественно в центральной и южной частях страны. Несмотря на важную роль на мировом рынке, Бразилия специализируется на производстве доступного кофе – дорогие элитные сорта в стране практически не выращивают.

Вьетнам

Вьетнам – второй в рейтинге стран-производителей кофе. Его ежегодный вклад в мировой рынок составляет около 20%. Продавая этот продукт на внешние рынки, страна ежегодно получает более одного миллиарда долларов. Местные фермеры и большие агропромышленные компании специализируются на выращивании арабики и робусты. Вьетнам является лидером по поставкам робусты на мировой рынок. Внутри страны потребляется всего около 5% собранного урожая. Купить вьетнамский кофе можно в более чем 80 странах мира, в том числе в Германии, которая является главным импортером, закупая около четверти миллиона тонн вьетнамского кофе в год.

Колумбия

Колумбийский кофе – известный и почитаемый во всем мире. Особенная ценность высококачественной арабики для экономики страны вынудила зарегистрировать «Колумбийский кофе» как торговую марку. В Европейском союзе под этим именем можно продавать только кофе, выращенный на территории Колумбии. Страна является вторым в мире поставщиком арабики, а ее доля в общем мировом рынке кофе составляет около 15%.

Основными рынками сбыта колумбийского кофе являются США, Япония, Франция, Германия, Италия.

Кофе выращивают практически на всей горной территории Колумбии, он является главной сельскохозяйственной культурой страны. Эта индустрия формирует около 4% ВВП страны, в ней занято более полумиллиона человек (почти 40% занятых в сельском хозяйстве). Уникальный ландшафт кофейных плантаций в колумбийском регионе Паиса взят под защиту ЮНЕСКО. Несмотря на важную роль в жизни страны, урожаи кофе из года в год уменьшаются. Причиной тому глобальные изменения климата.

Коста-Рика

Кофе из Коста-Рики – один из лучших в мире. Отличительной чертой Коста-риканского кофе является высокое содержание кофеина, что позволяет использовать его в купажах с менее крепкими сортами. Особенно ценится сорт «катурра» из Таррасу, который по международной классификации кофе относят к классу Strictly Hard Bean (очень твердое зерно). Недавно Tarrazu получил статус «самого дорогого кофе» когда либо представленного в сети кофеен Starbucks. Наряду с нефтью и бананами кофе является одним из самых важных товаров экспортного потенциала страны, формирующим около 20% ВНП.

Роль кофе в жизни Коста-Рики столь велика, что правительство ежегодно проводит Национальный День Кофе. В мероприятии принимают участие множественные местные производители, которые борются за звание лучшего и за возможность продавать свой товар на международном аукционе.

Многие эксперты считают, что местная арабика является едва ли не единственной в мире, выращенной с соблюдением строгих норм и требований, предъявляемых к этому сорту. Столь существенные преимущества Коста-Рики объясняются уникальными, но характерными для страны почвами. Они отличаются не только специфическим составом, но и уровнем кислотности. Географическое положение и климат страны также как нельзя лучше подходят для выращивания высококачественного кофе.

Гаити

Для Гаити кофе – главный экспортный товар. В конце XVIII века страна обеспечивала половину его мирового потребления. Сегодня здесь производят около 40 000 тонн в год, что, по сравнению с современными странами-лидерами, не очень много. Вместе с тем, гаитянский кофе остается известным и востребованным на рынках некоторых стран.

Ориентированность на кофе объясняется тем, что эта культура, традиционно для стран Карибского бассейна, является одной из самых рентабельных. Изначальный успех страны на мировом рынке кофе во многом был возможен благодаря эксплуатации рабского труда. Бесплатная рабочая сила позволяла продавать товар очень дешево, что в совокупности с хорошим качеством обеспечивало ему популярность. После нескольких революций и прекращения эксплуатации Гаити постепенно начали сдавать позиции. Сегодня производство и экспорт кофе продолжает сокращаться.

Филиппины

Филиппины специализируются на выращивании арабики, робусты, эксцельсы и либерики. Ежегодное производство кофе оценивается в несколько десятков тысяч тонн (более 30 000). Кофе признан одним из приоритетных экспортных товаров. Для развития отрасли и увеличения масштабов производства на государственном уровне оформлено сотрудничество с крупными банками и корпорацией Nestle. В перспективе кофейные плантации должны занять около 200 000 гектаров земель. По условиям сотрудничества Nestle будет закупать около 80% выращиваемого на Филиппинах кофе.

Папуа - Новая Гвинея

Почти половина стоимости экспорта сельскохозяйственной продукции страны, 2,5 миллиона занятых в отрасли человек, среди которых 280 тыс. мелких фермеров и больше шестисот ферм свидетельствуют о важной роли кофе для экономики Папуа – Новой Гвинеи. Сегодня кофейные плантации расположены на 87 000 гектаров земли, 70% из которых – в горных районах страны. Почти весь кофе (более 90%) выращивается в пяти провинциях, в которых натуральное земледелие остается едва ли не единственным источником дохода. Соотношение в структуре сортов между арабикой и робустой – 95% к 5%. Ежегодно в стране производится до 80 000 тонн кофе, но объемы эти от сезона к сезону сокращаются.

Индонезия

Более полумиллиона тонн кофе, выращиваемых в год в Индонезии, обеспечивают ей место в списке лидеров мирового кофейного рынка. По объемам поставок робусты она стабильно занимает третье место.

Мексика

В Мексике выращивают исключительно арабику. Плантации сосредоточены в южной части страны, а их площадь составляет около 400 тысяч гектаров. Страна занимает четвертое место в мире по производству кофе. По своему качеству мексиканский кофе часто уступает продукции «мелких» производителей – он недостаточно крепкий и ароматный, хотя в большинстве своем имеет неплохие вкусовые свойства.

Венесуэла

Доля этой страны в мировом производстве кофе составляет около одного процента. Считается, что лучшие сорта выращиваются на западных плантациях, недалеко от Колумбии. Специфика промышленности Венесуэлы заключается в том, что практически весь кофе потребляется внутри страны. В последнее время власти пытаются стимулировать наращивание производства и его переориентацию на внешние рынки.

Эквадор

Эквадор – большой производитель кофе, который, впрочем, потребляется преимущественно внутри страны. Главным барьером для выхода продукции на внешние рынки является весьма посредственное качество выращиваемого в стране кофе.

Другие известные страны-производители и специфика выращиваемого в них кофе.

Гватемала

В стране выращивают один из наиболее качественных кофе в мире. Гватемальский кофе известен по сорту «Антигуа».

Никарагуа

Сорта кофе, выращенного в Никарагуа, часто сравнивают с сальвадорскими и мексиканскими. Страна производит и поставляет на мировой рынок ежегодно около 60 тысяч тонн кофе.

Ямайка

Кофе из Ямайки известен своим исключительно высоким качеством. Знатоки и ценители считают его едва ли не самым лучшим в мире.

Перу

Перуанский кофе используется преимущественно в купажах с сортами из других стран. Причина – не слишком выраженный аромат и потребность сделать смесь более крепкой. По своим свойствам кофе из Перу сравнивают с мексиканским.

Эфиопия

Страна известна высококачественным сортом «харрар». Такой кофе выращивают в высокогорной части на востоке страны, а занимаются этим, как правило, небольшие крестьянские фермы.

Кения

Кения – один из новичков мирового кофейного рынка. Сегодня кофе там культивируют как на больших плантациях, так и в небольших фермерских хозяйствах. Отличительные черты кенийского кофе – крепость, насыщенный вкус и аромат.

Уганда

Климатические условия и специфика почв позволяют выращивать в стране преимущественно недорогую робусту, используемую в купажах с более дорогими зернами и в качестве основы для растворимого кофе. Вместе с тем, ценителям известен и хороший сорт арабики под названием «бугишу».

Индия

По качеству индийский кофе сравним с индонезийским, а его выращивание сосредоточено в одном из штатов на юге страны.

Суматра

Суматра – один из островов Малайского архипелага. Там выращивают прекрасный крепкий кофе, обладающий богатым ароматом. Покупатели выбирают его не только за хорошие потребительские свойства, но и за доступную цену.